Опять – шапкозакидательство

Опять – шапкозакидательство,
или о том, почему я – против повышения мощности 1-го энергоблока Ростовской АЭС.

rost.aesЕще в студенческие годы мне довелось читать заверения об абсолютной безопасности атомных электростанций Советского Союза самого главного атомщика тех времен, Президента Академии наук СССР А.П. Александрова: «Современные АЭС настолько безопасны, что рядом с ними можно строить дачи и жить в них».
Через «чертову» дюжину лет апломб мэтра атомной науки опроверг Чернобыль. Поначалу перепуганные атомщики, быстро нашлись: дескать, это только бескорпусные графитовые реакторы чернобыльского типа могут привести к тяжелой катастрофе, а реакторы с металлическим корпусом (за рубежом – это PWR и BWR, а у нас – ВВЭР), да еще снабженные защитной оболочкой уж точно не приведут ни к какой серьезной аварии, не то, что к радиационной катастрофе.
Теперь уже почти через две «чертовых» дюжины лет опровергнуто и это самоуверенное «заклинание» атомщиков. Катастрофа на японской АЭС «Фукосима-1» уже вышла на второе место после Чернобыля по своим масштабам. А там эксплуатировались реакторы BWR, у которых имеет место однотипный с нашим ВВЭР способ пассивной защиты: вода в них служит одновременно и теплоносителем, и замедлителем нейтронов. И в случае обезвоживания реактора реакция деления урана-235 должна сама по себе прекратиться.

На японских реакторах эта реакция, в разрез с ожиданиями специалистов, прекращаться «не захотела». А до аварии японская (вместе с германской) атомная энергетика считалась самой надежной. Российскую – ставили на третье место. Катастрофа «Фукусимы» показала, что всех тонкостей «строптивости» реакторов любого типа не знает НИКТО! В этих условиях остается уповать на осторожность. Ан – нет!

Российские апологеты атомной энергетики от ученых-ядерщиков до руководителя концерна «Росатом» Кириенко С. В. и премьер-министра РФ Путина В. В. В один голос утверждают, мол, это у них эксплуатировались не совсем надежные реакторы, а вот у нас … Словом, «этого не может быть, потому, что этого не может быть никогда!».

Свою самоуверенность российские атомщики решили материализовать повышением мощности сверх нормативной на ряде реакторных установок, эксплуатируемых в России:
- блоки №№ 2, 3, 4 Балаковской АЭС и блок № 1 Ростовской АЭС (ВВЭР-1000) – на 104 %;
- блоки №№ 1, 2 Курской АЭС и блок № 2 Ленинградской АЭС (РБМК-1000 –
реакторные установки Чернобыльского типа!) – на 105 %;
- блоки №№ 3, 4 Кольской АЭС (ВВЭР-440) – на 107 %.

Следовательно, налицо наличие отраслевой программы повышения эффективности деятельности ОАО «Концерн Росэнергоатом» на ближайшие годы за счет повышения мощности на действующих АЭС, что, в соответствии с российским законодательством, требует проведения стратегической экологической оценки (СЭО) этой программы. И только в случае получения положительного заключения по результатам СЭО можно было бы приступить к оценке воздействия на окружающую среду отдельных ядерных объектов, фигурирующих в вышеназванной программе, в частности к оценке качества выполненной ОВОС по повышению мощности энергоблока № 1 Волгодонской АЭС до 104 % от номинальной. В связи с этим возникает вопрос: не пытаемся мы сегодня поставить телегу впереди лошади?

Владимир Шалимов, кандидат технических наук, заведующий кафедрой инженерной экологии ВИ ЮРГТУ (НПИ), член КС Общественной палаты г. Волгодонска.

Ваши мысли

Скажите нам, что вы думаете...