Реформирование рынка такси

29 Апр 2011, admin  
Рубрика: Новости

такси Серьёзный удар нанесен по рынку нелегального извоза и деятельности недобропорядочных диспетчерских сервисов, привлекающих в перевозки частных лиц с собственными автомобилями. Федеральный Закон N 69-ФЗ от 21 апреля 2011 г. “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Которым в т.ч. вносятся существенные поправки в действующие законодательные нормы, регулирующие деятельность легковых автомобильных перевозчиков и, в особенности, перевозчиков на такси.

Из важных законодательных новаций в отношении рынка такси нужно отметить:
• предельно чёткое разделение услуг перевозок легковыми автомобилями на выполняемые согласно предварительному письменному договору (заказу) и услуги такси, с перекрытием брешей, позволяющих предоставлять вторые под вывеской первых;
• уточнённые требования к автомобилям такси и их обязательному оборудованию стандартизированными опознавательными знаками и графическими схемами, электронными таксометрами, печатающими расчётные документы, стикерами, информирующими потребителя услуги перевозки о тарифах, хозяйствующем субъекте и водителе;
• право местных органов власти (субъектов федерации) устанавливать либо не устанавливать цветовую гамму для кузова автомобилей такси;
• полномочия и обязанности местных органов власти по формированию сетей стоянок такси, как элементов дорожной инфраструктуры;
• увеличение штрафных санкций за остановку и стоянку автомобилей в неположенном месте, причём установлена дифференциация таких санкций в зависимости от значимости населённого пункта;
• серьёзные административно-хозяйственные санкции за наиболее значимые нарушения нормативных требований субъектами-перевозчиками на такси и/или их наёмными водителями, в том числе, за неинформирование пассажиров о тарифах, о перевозчике, о конкретном водителе, невыдачу при оплате проезда расчётных документов, соответствующих требованиям строгой отчётности;
• чрезвычайно ощутимые штрафы вместе с обязательной постановкой на штрафплощадку автомобиля нарушителя, как за нелегальный извоз, так и оказание услуг такси под прикрытием документов на перевозку пассажиров по предварительному письменному договору;

Кроме того, закон вводит регулирование рынка, основанное на 5-летних разрешениях, которые будут оформляться субъектами федерации, (т.е. местными, а не центральными органами власти) и выдаваться субъекту-заявителю автотранспортному предприятию (далее – АТП) или индивидуальному предпринимателю (далее – ИП) на каждый автомобиль.

Зона действия такого разрешения устанавливается в границах территории субъекта федерации, выдавшего разрешение (либо, по их взаимному решению, такие зоны могут объединяться).

Исключается возможность построения псевдо-АТП и на их базе «крыше-схем», т.к. разрешения, за исключением договора лизинга, запрещено оформлять на автомобили, не принадлежащие субъекту-заявителю АТП. Правда, при этом придётся пошевелиться и переоформить на себя автомобили тем ИП, которые сегодня катаются на всевозможных доверенностях от родственников и др. лиц, ибо им тоже на автомобиль, собственником которого значится другое лицо, разрешение получить не удастся.

Предусмотрен предварительный контроль транспортного средства, принадлежащего АТП или ИП при оформлении разрешения. Для принятия положительного решения автомобиль должен соответствовать определённым в законодательстве требованиям, в частности, быть оборудован таксометром, цветографической схемой конкретного региона и опознавательным знаком такси.

Более того, вступивший в силу закон предусматривает свободное оформление документов на предоставление услуг такси во всех регионах страны только до конца 2014 года. С 2015 года решением местных органов власти могут вводиться ограничения (в границах не менее количества оформленных на июль 2014 года автомобилей такси) и аукционы по распределению разрешений в случае, если соискателей больше, чем установленная квота.

Не все пункты закона вступают силу немедленно. Для разных его глав предусмотрено несколько этапов – начиная от «уже», и далее – с сентября 2011 г., с января и июля 2012 г., и, самый серьёзный, который фактически вводит столь критикуемое, но так необходимое для сохранения рентабельности бизнеса перевозок на такси квотирование рынка такси – с января 2015 года.

Надо заметить, что законодатель о таком явлении, как диспетчерские службы такси и службы вызова такси, в тексте закона не упомянул вообще. На первый взгляд – странно, таких сервисов в России никак не меньше чем АТП. А добропорядочность указанных выше диспетчерских и служб вызова такси, для которого не имеет значения, кого привлекать в перевозки: легального перевозчика, или нелегального извозчика, лишь бы поступления от оборота по заказам не падали.

Однако, после оценки прогнозируемых результатов внедрения в жизнь положений закона, приходит понимание, что при такой модели жёсткого реформирования рынка перевозчиков в сторону его 100% -ной легальности и контролируемости, недобропорядочному «диспетчерско-вызывному» бизнесу на рынке просто не останется места. Ибо у него просто не будет возможности привлечь со стороны «серого» извозчика ни под своей вывеской, ни под чужой.
Ведь для сидящего за рулём «серого такси» вывеска теперь будет означать – штрафплощадка и кроме неё 5 килорублей штрафа каждый раз, когда он попадётся на глаза ГАИ. А без вывески и рекламы, в том числе, очень важной рекламы на машине привлечённого к перевозкам частника, такие «диспетчерско-вызывные службы» просто тихо канут в Лету. Для этого не нужно будет применять непосредственно к ним какое-либо нормативное регулирование или административный прессинг, ибо сама база их существования будет уничтожена.

За получением более полной информации по Федеральному Закону
№ 69-ФЗ от 21.04.2011 г., можно обратиться в общественные организации по телефонам:
- МОО «Волгодонский Союз потребителей»
8-928-777-80-97
- РОО «Волгодонская Ассоциация Добросовестных Перевозчиков»
8-928-118-06-07

Ваши мысли

Скажите нам, что вы думаете...