Совершенствование законодательства в сфере СО НКО в целях улучшения инфраструктуры поддержки СО НКО.

09 Сен 2022, admin  
Рубрика: мероприятия

IMG_1674По предложению Совета сторонников партии «Единая Россия, которых возглавляет директор Департамента труда и социального развития города Волгодонска Светлана Дубенцева на заседании Координационного совета Общественной палаты г. Волгодонска был рассмотрен совершенствования законодательства в сфере СО НКО в целях улучшения инфраструктуры поддержки СО НКО. На сегодняшний день Государственной Думой РФ и Законодательным собранием Ростовской области собираются предложения по повышению роли СО НКО в развитии гражданского общества.

В период пандемии СО НКО оказали большую помощь в решении проблем населения.

IMG_1668Председатель Общественной палаты г. Волгодонска Людмила Ткаченко озвучила предложения правового сектора Палаты

В первую очередь активно совершенствуется законодательство, позволяющее вовлекать данные организации в оказание услуг в социальной сфере. Об этом свидетельствует принятие в июле 2020 года Федерального закона № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»  и достаточно свежее распоряжение Правительства РФ от 07.10.2020 N 2579-р «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, в которых вступает в силу Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» . Вовлечение в реализацию данного закона социально ориентированных НКО достаточно сложный, но перспективный путь, так как преимуществом некоммерческих организаций является то, что они не ограничены отраслевой принадлежностью, более мобильны, чем государственные (муниципальные) учреждения, могут оперативно реагировать на изменения общественной жизни, быстрее откликаться на изменение спроса, на новые запросы получателей услуг, так как имеют сравнительно небольшой штат сотрудников, большую часть которых привлекают по срочным трудовым договорам. В Волгодонске в рамках социального заказа работает только АНО «Милосердие»

О дальнейшем развитии этого направления свидетельствует принятый в конце декабря 2020 года Государственной Думой Российской Федерации законопроект № 1022523–7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (об установлении особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей, являющихся некоммерческими организациями) предполагающий распространить на социально ориентированные НКО некоторые особенности регулирования труда лиц, занятых у работодателей — субъектов малого предпринимательства с аналогичной численностью работников и размером доходов. Так, предлагается предоставить НКО право заключать с работниками срочные трудовые договоры, если численность ее работников не превышает 35 человек. Это связано с тем, что НКО зачастую привлекают сотрудников для реализации ограниченных по времени проектов или задач, а заключение срочного трудового договора упростит привлечение сотрудников и не повлечет негативных последствий для рынка труда. Кроме того, по аналогии с микропредприятиями НКО будут вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, которые содержат нормы трудового права. При этом трудовые договоры работников НКО должны будут включать в себя правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, премировании, график сменности и др. Эту норму планируется распространить на НКО со среднесписочной численностью работников (до 15 человек) и объемами дохода за предшествующий календарный год (до 120 млн рублей в год). Также перспективность совершенствования законодательства в сфере поддержки социально ориентированных НКО, оказывающих услуги в социальной сфере, подтверждает утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т. Голиковой 11 декабря 2020 года за № 11826-п-П44 «Комплекс мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление услуг населению, на 2021–2024 годы» — (далее — Комплекс мер) .

Второе направление, в котором, на наш взгляд, в ближайшем будущем будет активно совершенствоваться законодательство в сфере поддержки социально ориентированных НКО — это вовлечение данных организаций к реализации национальных проектов. Уже сегодня на Российском уровне отмечается положительная динамика участия данных организаций в четырех национальных проектах — «Образование», «Демография», «Здравоохранение» и «Наука». О дальнейшем развитии законодательства в этой сфере свидетельствует и то, что на федеральном уровне Правительством Российской Федерации была учреждена автономная некоммерческая организация «Национальные приоритеты», которая призвана освещать реализацию нацпроектов и налаживать обратную связь с населением России с целью анализа эффективности предпринимаемых государством мер для улучшения жизни граждан.

Третье, на наш взгляд, направление, по которому будет совершенствоваться законодательство в ближайшей перспективе — это распространение на социально ориентированные НКО мер поддержки, идентичных мерам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Первый опыт совершенствования законодательства в этом направлении был связан с поддержкой данных организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. В условиях ухудшения ситуации в результате распространения данной инфекции в 2020 году Правительством Российской Федерации были предусмотрены меры поддержки, предоставляемые НКО и СОНКО, аналогичные мерам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Это и отсрочка платежей по всем налогам и страховым взносам, беспроцентный кредит на зарплату сотрудникам, отсрочка арендных платежей, мораторий на взыскание долгов и штрафов, выдача субсидий пострадавшему бизнесу и СОНКО на профилактику коронавирусной инфекции и другие.

И, четвертое, направление, в котором будет на наш взгляд развиваться законодательство в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций — это законодательство, связанное с формированием фондов целевого капитала организациями некоммерческого сектора. Последние изменения законодательства свидетельствуют об этом. Так 23 декабря 2020 года Государственной Думой Федерального Собрания РФ в третьем чтении принят проект федерального закона № 840046–7 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», который предусматривает совершенствование механизма проведения обязательного аудита финансово-хозяйственной деятельности благотворительных фондов. В настоящее время аудит в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязаны проводить все фонды не зависимо от размера поступающих доходов. В то же время Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» особые условия устанавливаются для проведения обязательного аудита фондов целевых капиталов (такой аудит проводится в случае если балансовая стоимость имущества некоммерческой организаций — собственника целевого капитала превышает 20 млн. рублей, или если некоммерческая организация является получателем доходов от целевого капитала более 5 миллионов рублей). Принятие законопроекта устранит несоответствие между данными законами в отношении обязательного аудита для фондов целевых капиталов. Теперь аудит для них будет проводиться только по закону «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», а также освободит от аудита фонды с доходом до 3 миллионов рублей, за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах» . Кроме того, дальнейшее развитие этого направления среди социально ориентированных НКО подтверждается пунктом 19 «Разработка информационных материалов по стимулированию создания фондов целевого капитала некоммерческих организаций» вышеуказанного Комплекса мер, утвержденного Татьяной Голиковой. Совершенствование законодательства в этом направлении связано с тем, что во многих странах данная работа уже активно проведена и есть неплохие результаты. Фонд Целевого капитала является хорошим источником дохода, направленным на финансирование деятельности некоммерческих организаций. Формирование целевого капитала способствует обеспечению частичной независимости таких организации от разовых пожертвований, проектов и иных добровольных нерегулярных поступлений, а также обеспечивает в будущем финансовую стабильность некоммерческой организации посредством получения гарантированного дохода, формирует для нее подушку безопасности. При этом следует отметить, что целевой капитал не следует рассматривать как единственный инструмент, способный разом решить все проблемы социально ориентированных некоммерческих организаций. Это просто еще один дополнительный инструмент, направленный на поддержку и развитие некоммерческого сектора экономики. Нами обозначены четыре ключевых направления, по которым, на наш взгляд, будет развиваться и совершенствоваться законодательство в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в ближайшем будущем. При этом остаются пробелы в области правового регулирования деятельности и поддержки некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг (признанные государством социально ориентированные некоммерческие организации, включенные в реестр Минюста России): не установлены критерии определения «надлежащего качества исполнения услуг», каждый орган власти по-своему может трактовать данную формулировку; недостаточно урегулированы механизмы приоритетности поддержки данных организаций государственными структурами, предоставления долгосрочных субсидий и др., и, наоборот, слишком чрезмерным регулированием деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Это также может стать ориентиром для дальнейшего совершенствования законодательства в сфере поддержки социально ориентированных НКО.
В ходе экспертного опроса, проведённого специалистами лаборатории прикладной политологии филиала РАНХиГС, задали вопрос о том, с какими проблемами, по их мнению, чаще всего сталкиваются общественные организации в настоящее время.

Опрос был проведен в рамках межрегионального исследовательского проекта, инициированного Южно-Российским институтом управления – филиалом РАНХиГС, и проводился он по единому по всей России инструментарию – анкете, разработанной

инициаторами опроса.

В исследовании, приняло участие 117 экспертов – представителей следующих деятельности: государственные служащие, муниципальные

представители политико-административной элиты, представители крупного, среднего и малого бизнеса, члены общественных организаций, представители СМИ, сферы культуры и образования, учёные. Вопрос был закрытый, с возможностью выбора нескольких

вариантов ответа. Среднее количество выборов экспертом составило 3,2.

С какими проблемами чаще всего сталкиваются общественные организации в настоящее время?

Главной проблемой, с которой сталкиваются общественные организации, эксперты назвали низкую социальную активность населения (64,7%) хотя для города Волгодонска эта проблема не так уж и остра.

Низкая информированность населения о деятельности общественных организаций стала второй причиной, упомянутой большинством экспертов.  Так ответили 58,8% опрошенных, в основном это были эксперты, занятые на государственной и муниципальной службе.

На третьем месте в списке проблем, с которыми чаще всего сталкиваются общественные организации в настоящее время, отсутствие эффективных механизмов по привлечению грантовых средств (52,9%). Как правило, данный вариант ответа выбирали  эксперты – представители СМИ, культуры и образования и, что вполне логично, представители общественных организаций.

Практически каждый третий опрошенный эксперт (29,4%) назвал в качестве проблемы, с которой чаще всего сталкиваются общественные организации в настоящее время, проблему коррупции. Чаще всего данную позицию опять отмечали представители СМИ, культуры и образования.

Более чем каждый четвёртый опрошенный нами эксперт упомянул проблему отсутствия достаточного объёма финансирования           деятельности общественных организаций (27,5%), чуть меньше опрошенных (24,5%) сказали об ограниченности полномочий общественных организаций, что сужает круг вопросов, которые они могут решать. Кроме того, эксперты выделили проблему отсутствия подготовленных кадров (22,5%), неэффективную законодательную базу деятельности общественных организаций (20,5%), отсутствие или недостаток поддержки государства (17,5%), а также упомянули проблему с плохим состоянием (уровнем оснащённости) материально-технической базы (5,9%).

Из представленного исследования видно, что основной проблемой для общественных организаций является не совершенство законодательной деятельности, а её правоприменительность.

2.В настоящее время Министерство юстиции РФ работает над поправками в закон о некоммерческих организациях, в части открытой публикации их отчетности.У спонсора должна быть возможность видеть, как тратятся его деньги. Например, если некоммерческой организацией собираются средства на лечение детей, то люди, которые по смс эти деньги направляют, должны иметь право знать, как потрачены собранные средства.

Таким образом, законодательство в части отчётности некоммерческих организаций, в ближайшее время претерпит изменения и, несомненно, будет ужесточено.

3.Для того, чтобы успешно управлять некоммерческой организацией, нормально наладить управленческий учет, прежде всего, следует уделить внимание юридическим аспектам деятельности этой организации.

В Российской Федерации существует многоуровневая система законодательного и нормативного регулирования, и многое зависит от того, на каком уровне принят тот или иной закон. Следует учитывать, что существующие нормативные акты находятся в определенной иерархической соподчиненности. Их градация по значимости определяет и силу действия их предписаний в сравнении с иными нормативными актами.

Не секрет, что зачастую приходиться сталкиваться с противоречиями, содержащимися в различных правовых актах. Необходимо уметь справляться с подобной ситуацией.

Дополнительные сложности возникают почти у всех некоммерческих организаций, получающих какие-либо иностранные пожертвования. Сторона, передающая пожертвования, как правило, выдвигает свои требования по учету целевых средств и составлению отчетности по ним. Зачастую очень сложно увязать требования законодательства Российской Федерации с требованиями грантодателей.Рассмотрим документы представленных уровней и, прежде всего, Конституции. На практике нередки случаи нарушений и федерального законодательства по отношению к некоммерческим организациям, и норм Конституции. Поэтому важно знать, какие права некоммерческим организациям дает главный документ — Конституция РФ. Пункт 3 статьи 39 Конституции РФ гласит, что поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. В деятельности многих некоммерческих организаций благотворительность имеет большое значение, а для некоторых — является основной целью создания. Но кроме благотворительной деятельности как таковой, в ходе реализации целевого проекта или программы в некоммерческих организациях пользователи получают медикаменты, питание, образование, консультации в области финансов и права, психологическую или просто душевную поддержку — это тоже формы дополнительного социального обеспечения. Основную массу вопросов, относящихся к сфере гражданского права, регулирует Гражданский кодекс Российской Федерации. С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации1994 года и последующих законов,  законодательно было введено в оборот наименование  «некоммерческие организации». В отличие от коммерческих организаций, закрытый перечень форм которых приведен в статье 50 ГК РФ, организационно-правовые формы некоммерческих организаций, наряду с ГК РФ, описываются в различных федеральных законах.

Руководителю некоммерческой организации необходимо знать положения Гражданского кодекса, потому что, во-первых, деятельность некоммерческих организаций достаточно подробно описана уже на этом уровне, а, во-вторых, основа хозяйственной деятельности юридических лиц — договор, и его виды также подробно описаны в этом документе. Далее, необходимо знать, какими федеральными законами регулируется благотворительность, деятельность некоммерческих и общественных организаций.

«Добровольцы — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах  благополучателя ,в том числе в интересах благотворительной организации».

Работа с добровольцами (волонтерами) является специфической проблемой кадрового менеджмента в НКО. Прежде всего, это охрана труда добровольцев, ответственность организаторов добровольческой деятельности за вред, причиненный добровольцу.

При использовании труда добровольцев рекомендуется заключать с ними письменный договор с обязательным указанием, какие именно функции гражданин оказывает безвозмездно. Добровольцу не идет стаж и не делается записей в трудовой книжке. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (хозяйственные расходы, расходы на транспорт, проживание в служебной поездке и другие).Поскольку доброволец не состоит с организацией в трудовых отношениях, то к служебным поездкам, в которые направляются при необходимости добровольцы, неприменим термин «командировка». Из этого можно сделать вывод о том, что возмещать добровольцам можно документально подтвержденные расходы по проезду и проживанию; выплата суточных при этом не предусматривается. Следует отметить, что кроме закона № 135-ФЗ упоминание о возможности использования  добровольного труда содержит статья 32 федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно: «…сведения … об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны»; таким образом, за некоммерческими организациями, независимо от видов деятельности и организационно-правовой формы, признается право использовать безвозмездный труд граждан.

Проблемы законодательного регулирования НКО.

1. Отсутствует правовая база взаимодействия органов государственной власти (ОГВ) и НКО.

2. Законодательно не закреплен механизм участия НКО в законотворчестве, поэтому законодательные инициативы и предложения НКО не всегда рассматриваются и учитываются.

3. Необходима систематизация законодательства, регулирующего деятельность НКО (может быть, в виде свода законов или кодекса НКО).

4. Существует проблема налогообложение грантов и доходов НКО, получаемых от предпринимательской деятельности и направляемых затем на осуществление уставной некоммерческой деятельности.

5. Существует проблема законодательного регулирования доступа НКО к информации. Соответствующая ей проблема социального партнерства и взаимодействия.

6. Существует проблема правового регулирования добровольчества.

7. Законодательно не урегулировано понятие “социальное партнерство” (имеется в виду партнерство власти и НКО), не определены механизмы разработки и реализации социальных программ.

8. Не разработаны и не утверждены стандарты социальных услуг.

Вторую группу составляют частные или отраслевые проблемы.

1. Отсутствует системный подход к решению проблем .

2. Отсутствие координации действий между объединениями, дублирование.

3. Невысокая политическая и общественная активность населения.

4. Информационные барьеры.

Проблемы финансирования НКО

1. Недостаточное финансирование НКО.

2. Вынужденность НКО из-за недостаточного финансирования заниматься предпринимательской деятельностью негативно сказывается на основной уставной некоммерческой деятельности НКО.

3. Государство недостаточно поддерживает НКО: невозможно воспользоваться закрепленным в нормативно-правовых актах правом НКО на получение в аренду помещений на льготных условиях

Проблемы самих НКО

1. Проблема квалификации кадров НКО

2. Некорректное отношение НКО друг к другу (проблема “организаций-двойников”)

3. Проблема саморегулирования внутри сектора (согласование позиций самих НКО)

Иные проблемы

1. Пассивность населения, включая молодежь

2. Отсутствие системы оценки НКО и целевых социальных программ

IMG_1682Руководитель проектов АНО РРЦ «Здоровая семья» Ольга Гришина отметила в своем выступлении  одну из главных проблем с которыми сталкиваются СО НКО в своей деятельности –это несовершенство налогового законодательства. Когда применяются пониженные тарифы , а когда нет, Почему они в одном случае применяются, а  в другом нет. Налоги, которые платят НКО очень высокие.  Сейчас отдается приоритет на конкурсе Фонда президентских грантов НКО, которые показывают не только софинансирование, но и коммерческую деятельность.

Социальное предпринимательство не в должной мере прописано в законодательстве РФ.

Не все  СО НКО входят  в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, хотя занимаются социально значимой работой. В реестр входят только те СО НКО, кто получил либо президентский грант, либо областную субсидию. Очень важно, чтобы СО НКО публиковали в открытом доступе свои отчеты о своей социально значимой работе.

Наболевшая проблема -это необходимость для СО НКО пониженных тарифов  страховых взносов.

IMG_1683У тех НКО, кто реализует долгосрочные  проекты, нигде в законодательстве не пописана оплата отпускных.

Еще одна проблема –это регистрация НКО В Минюсте. А Минюсте не четкого определения подходит та или иная НКО по определенные виды деятельности, которые должны быть отражены в ее названии.  Если специалист Минюст посчитает, что что-то с документами не в порядке, НКО могут не зарегистрировать. А это деньги и потраченное время, оплата нотариусу и госпошлина при отказе не возвращается

Было бы очень хорошо если бы регистрации проходила в Волгодонске.

Отчетность той НКО, которые финансирования не получает, но деятельность ведет на общественных началах,  в любом случае должна сдавать отчеты во все фонды. Есть необходимость решать вопрос упрощения отчетности для тех НКО, кто не получает финансирования.

Также большая проблема это необходимость лицензии на образовательную деятельность. Во многих проектах есть обучение, но в основном у НКО нет лицензии и это может негативно сказаться на проверках и получении грантов.

Руководитель РОО «Волга-Дон» Ирина Халай рекомендовала предложить Администрации Волгодонска вернуть программу поддержки городских НКО, увеличив сумму грантов с 300 тыс. до 1 млн. руб., привлекая для этого городские стабильные предприятия. Усилить работу с АО АСЭ и фондом АТР АЭС, Общественного совета Госкорпорации «Росатом» для того, чтобы они вернули свои программы поддержки НКО городов расположения ГК «Росатома».

К сожалению, комментарии закрыты.