Сакральность пленэрных работ Союза художников Волгодонска

13 Окт 2022, admin  
Рубрика: Пресс-центр

volgodonsk.pro

4482e2cdВыставка пленэрных работ – событие всегда интересное, так как позволяет через художественные произведения максимально приблизиться к природе, почувствовать мимолетность момента: будь это миг перед закатом или умиротворенность раннего утра.

c9e6ef53В чем же уникальность пленэра?

Картины в технике пленэр создаются полностью на природе при естественном освещении. Художники и раньше выходили работать на природу, но только лишь для того, чтобы сделать эскизы, и уже, в дальнейшем, в студии перенести их на большие полотна. Пленэрные работы, в отличие от студийных, запечатлевают природу такую, какая она есть, без идеализации, что, например, было отличительной особенностью американских художников XIX века Гудзонской школы. Пленэрная техника позволяет перенести на полотно ускользающую красоту пейзажа в определенный момент времени, именно поэтому в пленэре важную роль для художников играет передача естественного света и воздуха, заполняющего пространство вокруг живописца.

ddf42d0aНа выставке зритель может погрузиться в абсолютно разные мгновения: тихий осенний день, миг перед закатом, раннее утро на берегу спокойного водоёма; ощутить густоту тумана и теплоту солнечных лучей, отражающихся от палубы катера. Здесь также можно увидеть работы в самых разнообразных техниках – воздушная акварель, яркая гуашь, уголь и пастель и, конечно же, классические холст/масло.

Пастельную мягкость голубых тонов и бархатистость штриха можно наблюдать на работах Тамары Колесниченко – «Цимла» и «Утро туманное». Главными героями работ являются вода и небо, плавно переходящие друг в друга. Совсем незначительную площадь картин занимает утес и островки с деревцами, за счет чего работы наполнены воздухом, и зритель буквально ощущает бескрайность водной и небесной глади.

Экспрессивностью отличаются работы Людмилы Лебедевой, выполненные черным маркером – «Старое дерево» и «Берег Саркела». Резкий штрих и черно-белый колорит создает несколько сумрачную атмосферу. Экспрессивность можно наблюдать как в голых и острых ветвях дерева, которые занимают все пространство работы, так и в неспокойных, волнообразных штрихах, которыми обозначена вода на произведении «Берег Саркела».

fa59e00dПочувствовать свежесть утра и услышать шум кристально чистой воды можно в работе «Утро» Марии Пахоруковой. Композиция пейзажа выполнена таким образом, что зрителю может показаться, будто он стоит на берегу моря, и маленькая надвигающаяся волна вот-вот омоет ноги теплой водой. Пейзаж отличается легкостью и мягкостью, нет ни одной острой грани, даже камни выполнены плавными линиями и не ломают своей массивностью общее настроение работы.

Впечатляют работы Владимира Чистякова, в которых художник по-настоящему любуется окружающей его природой и максимально достоверно стремится передать ее красоту в своих пейзажах. Колорит передан таким образом, что все работы буквально светятся, а идеальный и аккуратный мазок создает легкую и воздушную атмосферу. В пейзаже «В предзакатный час» художнику удалось уловить мимолетный миг перед закатом, когда небо окрашивается пастельным розовым цветом, а вечерние лучи солнца золотят траву и цветы, и передать всю трепетность и эфемерность момента.

76f50535На выставке экспонируется множество работ Галины Прозоровой в разной технике. Из набросков можно выделить карандашные зарисовки деревьев, отличающиеся реалистичным исполнением. Среди работ маслом особой атмосферой солнечного и теплого дня выделяется картина «Росморречфлот». Данная работа наполнена светом и энергией. Яркими красками переливаются деревья на заднем плане, а шумные чайки добавляют динамизма работе. Белым акцентом приковывает к себе внимание зрителя, слегка смещенный вправо, катер, который окружили беспокойные чайки. Из-за того, что катер и чайки выполнены в одной цветовой гамме, кажется будто они – единое целое, и катер вот-вот распадется на тысячу чаек и растворится в этом солнечном дне.

Лиричность пасмурного дня можно ощутить в работе «Донские мотивы» Василия Остапука. Данная работа показывает зрителю, что наслаждаться можно не только красотой солнечных дней, но и тем спокойствием и минуткой приятной грусти, которую может подарить туманный, слегка прохладный день.

К прекрасной серии «Стога» известного французского художника-импрессиониста Клода Моне отсылает работа Людмилы Щербины «Осенний этюд». Картина художницы отличается живым и энергичным мазком, она залита светом, а небольшой стог сена, смещенный вправо, добавляет интереса композиции и нотку «французкости».

Услышать шуршание опадающей осенней листвы зритель может на картине «Пленэрный этюд. Осень» Любови Задоя. Для обозначения каждого листочка художница использует очень плотный и объемный мазок, благодаря которому может показаться, что если вдруг сейчас подует ветерок, то листья-мазки закружатся по полотну и усеют землю.

Ирина Шедько – магистр искусствоведения, музеевед, куратор выставочных проектов.

К сожалению, комментарии закрыты.