Комиссия банка за коммунальные услуги
11 Фев 2011, Public Chamber
Рубрика: Новости
C 01 января 2011 года Сбербанк Волгодонска намерен брать с граждан комиссию в размере 3% за оплату коммунальных услуг через отделения банка, а точнее за оплату отопления и горячего водоснабжения.
Такое решение объясняется постановлением Региональной службы по тарифам (РСТ) об исключении указанных расходов (комиссионное вознаграждение банков) из тарифа и переносе комиссионного вознаграждения с ресурсоснабжающей организации – ООО «Лукойл-ТТК» на потребителей.
До конца 2010 года комиссия при оплате услуг ЖКХ взималась банками с поставщиков услуг – сбытовых компаний, которые платили Сбербанку около 1-2% от суммы платежа.
Компаниям эти расходы компенсировал тариф на коммунальные услуги, который устанавливало РСТ. При этом фактически через тариф на горячую воду и отопление жильцы возмещали указанную комиссию.
Но в 2011 году РСТ решила вычеркнуть эту статью расходов. Логично было бы думать, что при удалении тарифной составляющей – комиссии банков, и тарифы не должны вырасти на размер этой вычеркнутой суммы.
Но по каким-то загадочным обстоятельствам, даже без услуг банков, рост тарифа на горячую воду составил предельно установленные 15%.
Таким образом, прибавив сюда те 3%, которые жители станут платить в кассах банка, фактический рост тарифа составит все 18%.
Сбербанк и ООО «Лукойл-ТТК» кивают в сторону управляющих компаний с претензиями, что именно они должны были внести в тариф данные комиссионные платежи, и что именно они должны платить банку за эту услугу.
Но при этом, во-первых управляющая организация формировала тариф задолго до того, как РСТ утвердила тариф на горячую воду и отопление и не могла предвидеть такого поворота событий, а, во-вторых, деньги, поступающие на счета управляющих компаний, являются платежами жителей за содержание общего имущества и имеют целевое назначение.
Что примечательно, другие ресурсоснабжающие компании – «Водоканал» и «Донэнергосбыт» взяли расходы на банковские комиссии на себя и сами платят за жителей.
Почему так не поступил ООО «Лукойл-ТТК» – большой вопрос, который остается без ответа. По-видимому, у всех разный аппетит.
Таким образом, в этом году банковские расходы на проведение коммунальных платежей будут переложены на потребителей.
Многие горожане, как говорится, не в курсе, что оплатить «коммуналку» без труда можно и в других банках, причем стоимость этой услуги, как выяснилось, у большинства ниже, чем в Cбербанке.
А в кассе ООО «Лукойл-ТТК» за это вообще денег не берут. Стоит обратить внимание, что нормативов при определении размера комиссии нет, банки сами решают, сколько брать с плательщиков, исходя из собственных интересов.
Те, кто борется за клиента, предлагают более выгодные условия, другим это не особо и нужно. В Сбербанке, к примеру, снижать размер комиссии пока не собираются, хоть об этом и просят их управляющие компании, общественность и Администрация города.
Как и кем высчитывается банковская комиссия, почему 3% без особого труда превращаются в 2%, а при желании и в 0%?
Как объяснили в Сбербанке, «комиссия за любую банковскую услугу рассчитывается, исходя из затрат на ее оказание (содержание здания, рабочих мест, связь, зарплата работника, принимающего платеж, инкассация и т.д.) плюс определенная доходность».
Самый дорогой для банка способ платежа – наиболее привычный для всех вариант через оператора в одном из окон офиса банка.
Куда дешевле, если платеж делается через удаленные каналы обслуживания – банкоматы, информационно-платежные терминалы, Интернет или мобильный телефон. Комиссия того же Сбербанка в этом случае составляет около 0,5%.
Однако никаких нормативов при расчете процента банковской комиссии вообще не существует. Банк сам для себя определяет, сколько это стоит.
Если он решил, что это бесплатно – значит, он так привлекает клиентов, а зарабатывает на чем-то другом.А регулируются такие вещи очень просто: банк может назначить комиссию и 10%, но народ к нему перестанет идти.
Понятно, что для большинства населения визит с платежками в Сбербанк наиболее привычный, можно сказать, исторически сложившийся еще со времен сберегательных касс способ оплаты коммунальных услуг.
Однако, существуют и другие банки, где можно оплатить квитанции ЖКХ, и у большинства из них комиссия ниже 3% Сбербанка.
Так к примеру Центр-Инвест взымает 2,5%, Донхлеббанк 1%, а вот Петрокоммерц в своих терминалах вообще принимает платежи без какой либо комиссии.
Что же касательно почты, через которую многим жителям города удобно платить за коммуналку, то их руководство молча смотрит – какую цену установит Сбербанк, и, соответственно отставать от своих «коллег» они не собираются.
И то верно, кто же захочет терять дополнительную прибыль. Вот только как то это очень уж похоже на сговор.
Так как для Лукойла комиссия банка и почты составляла 1-2%, а вот для рядового жителя все 3%!
Думаю, что это пища для размышлений и соответствующих выводов федеральной антимонопольной службы, куда мы незамедлительно обратимся.
Выходит, что у жителей Волгодонска есть «выбор» – где платить и сколько, тем более, что платить всё равно придется.
Руководитель Сектора по правам человека
Александр Козоброд