Минюст РФ предлагает передать полномочия по регистрации НКО и надзору за их деятельностью другим государственным органам
22 Окт 2011, Public Chamber
Рубрика: Новости
asi.org.ru
Министерство юстиции России разработало проект ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам государственной регистрации и контроля деятельности НКО”.
В нем идет речь о том, чтобы передать полномочия по регистрации некоммерческих организаций Федеральной налоговой службе, по ведению реестров казачьих обществ и национально-культурных автономий – Министерству регионального развития РФ, по регистрации символики НКО – Федеральной службе по интеллектуальной собственности, а контроль и надзор за деятельностью некоммерческих организаций – Прокуратуре РФ.
Кроме того, Минюст отказывается от полномочий по ведению реестра экстремистских материалов и противодействию экстремистской деятельности на территории России.
Также из текста ст. 32 Федерального закона N7 “О НКО” законопроектом исключаются пункты 4.2–4.4 (введенные ФЗ от 18.07.2011 и вызвавшие возмущение сообщества общественных организаций), регламентирующие специфические основания для проведения внеплановых проверок НКО.
НП “Юристы за гражданское общество” подготовило аналитическую справку по проекту федерального закона, ознакомиться с ней можно на сайте партнерства (http://www.lawcs.ru/images/spravka_po_proektu_fz.pdf).
Однозначно охарактеризовать данные изменения как положительные или отрицательные нельзя – оценку можно будет дать в зависимости от правоприменительной практики.
Опасения юристов в первую очередь вызваны тем, что в случае принятия предлагаемых изменений, бремя контроля за деятельностью НКО полностью ляжет на органы прокуратуры, у которых нет практики их проведения.
Наработка же такой практики может обернуться массовыми проверками НКО на предмет соблюдения уставных целей и законодательства.
Ранее законопроект обсуждался на заседании Комиссии Общественной палаты РФ по развитию благотворительности и добровольчества.
Большинство участников встречи сошлись во мнении, что вектор изменений, предложенный в законопроекте, верный. Однако необходимо усовершенствовать текст документа, а после содействовать формированию позитивной правоприменительной практики.