Анализ мониторинга Общественных палат/советов Ростовской области по итогам 2023 года

24 мая 2024, admin  
Рубрика: мероприятия

IMG_0589В Центре общественных организаций города Волгодонска прошло заседание Координационного совета , на котором председатель Общественной палаты г. Волгодонска Людмила Ткаченко проинформировала о представленном Об щ е с т в е н н ой п а л а т ой Ростовской области, Комиссией по развитию институтов гражданского общества и НКО Ростовской области Анализе мониторинга Общественных палат/советов Ростовской области по итогам 2023 года

Общественные палаты/советы должны быть организационно-состоятельными, публичными, открытыми, взаимодействовать с органами власти, Общественной палатой Ростовской области и, несомненно, пользоваться авторитетом в обществе. Рейтинг Общественных палат/советов призван показать наилучшие практики в организации их деятельности: на кого равняться, у кого учиться.
Возникает резонный вопрос: что должны делать Общественные палаты/советы, чтобы их считали лучшими?
Справедливости ради, стоит отметить, что однозначного ответа нет, ведь данный общественный институт представляет собой коммуникатор между гражданами и органами муниципальной и исполнительной власти, а это многоплановый измеритель.
Анализируя собранную информацию, мы пытались четко сформулировать: для каких целей существуют и работают Общественные палаты/советы?
Данный мониторинг, впервые проходил в цифровом формате, с заполнением онлайн-формы. Первый опыт, помимо полученной аналитической информации имел ряд несовершенных подходов в опыте самоанализа измерителей. Так специалисты по связям с общественностью органов власти взяли миссию заполнения формы на себя, в иных случаях, даже без участия председателей Общественных палат/советов.
Так, например, показатель – «обращение граждан» был перетянут с муниципального/исполнительного органа власти на деятельность Общественной палаты/совета. Необоснованно включили в свой мониторинг Общественные советы при Управлении ветеринарии и Министерстве промышленности и энергетики Ростовской области.
Общественные палаты/советы должны состояться как совещательно-консультативные субъекты общественного контроля и это их главная функция.
Общественные палаты/советы Ростовской области реализуют мероприятия по общественному контролю, но данное направление не стало приоритетом общественной практики в следующих районах:
Обливский, Орловский, Куйбышевский, Чертковский, Шолоховский, Песчанокопский, а также г. Батайск, г. Каменск-Шахтинский.
Рейтинг оказал мобилизующее влияние на большинство Общественных палат/советов, они стали ориентироваться в своей деятельности на показатели рейтинга: один из лучших показателей – активное взаимодействие с НКО территорий – 85%; наличие собственного сайта или раздела на портале Администрации муниципалитета – 78%.
Неосуществленной остается деятельность по оперативному направлению информации на сайт Общественной палаты Ростовской области, что снижает информированность и осведомленность о результативной общественной практике Общественных палат/советов региона.
Одним из ведущих измерителей мониторинга стало рассмотрение (экспертиза) Общественными палатами/советами нормативно-правовых актов (НПА):
• 76% палат/советов органов исполнительной власти и муниципалитетов утверждают, что они ведут эту работу
• 32% палат/советов органов исполнительной власти и муниципалитетов утверждают не смогли указать ссылки примеров нормативно-правовых актов
Пока в этом вопросе преобладает формальный подход, по-прежнему, практически ни у одной Общественной палаты/совета нет легкодоступного канала информирования, через который граждане могут узнать: как поучаствовать в работе над НПА и удалось ли добиться результатов, после общественной экспертизы.
Медиа-активность Общественных палат/советов за 2023 год стабилизировалась:
• 84% палат/советов публикуют списки составов своих Общественных палат/советов
• 22% палат/советов имеют форму для обращения граждан (электронная приемная)
• 3% палат/советов дают информацию по отслеживанию обращения граждан
• 8% палат/советов в какой-то форме дают информацию о «горячих» проектах, о проблемах, над решением которых работает палата/совет – данный показатель один из худших в мониторинге
Ведущими примерами общественной практики среди Общественных палат/советов муниципалитетов по итогам мониторинга стали:
города: Волгодонск, Шахты, Новочеркасск; районы: Октябрьский, Зерноградский, Аксайский, Красносулинский, Усть-Донецкий.
Ведущими примерами общественной практики среди Общественных советов при органах исполнительной власти по итогам мониторинга стали:
Общественный совет при Министерстве здравоохранения, при Министерстве труда и социального развития, при Правительстве Ростовской области.
В ходе само-аудита Общественных палат/советов муниципалитетов и органов исполнительной власти незначительные баллы определили для себя районы:
Шолоховский – 32, Верхнедонской – 30, Целинский – 47, Песчанокопский – 49, Егорлыкский – 41.
Советы при Министерствах:
Региональной службе государственного строительного надзора – 12, Министерстве строительства, архитектуры и территориального развития – 15, Министерстве жилищно-коммунального хозяйства – 10.
Не приняли участие в заполнении онлайн-формы по мониторингу следующие Общественные палаты/советы муниципалитетов:
Города: Гуково и Зверево,районы: Веселовский, Дубовской, Кагальницкий, Кашарский, Неклиновский, Пролетарский сельский, Ремонтненский, Советский, Тацинский, Цимлянский.
Из Общественных советов при органах исполнительной властине приняли участие в мониторинге следующие советы при:
Министерстве имущественных и земельных отношений, Управлении государственной службы занятости населения, Административной инспекции, Министерстве культуры, Министерстве транспорта, Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ростовской области.
Следующий период проведения мониторинга деятельности Общественных палат/советов Ростовской области за 2024 год состоится в январе 2025 года.
Статус Общественной палаты имеют девять территорий: Волгодонск, Шахты, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Белая Калитва, Азов, Целинский, Красносулинский и Зимовниковский районы.
Подводя итоги мониторинга, были сформированы некоторые рекомендации, а именно:
Рекомендоватьорганам муниципальной и исполнительной власти:
• Провести обучение председателей, секретарей Общественных палат/советов навыкам по заполнению онлайн-форм годовых итогов их деятельности и расчету показателей в баллах (Методические рекомендации по рейтингованию Общественных палат/советов органов муниципальной и исполнительной власти Ростовской области – приложение №1).
• Рассмотреть создание Общественных палат в муниципалитетах, как эффективную форму общественного института по взаимодействию с обществом, используя апробированное Положение об Общественной палате Целинского района Ростовской области, как проект.
Рекомендоватьпредседателям Общественных палат/советов:
• Определять мероприятия по общественному контролю, как приоритет в планах работы Общественных палат/советов.
• Направлять информацию о значимых мероприятиях, событиях, людях палат/советов на сайт Общественной палаты Ростовской области, ориентировочно – 1 раз в месяц.
• Считать телефон горячей линии, электронную приёмную Общественных палат/советов доступным, эффективным каналом информирования и взаимодействия с гражданами территорий. Председатель комиссии, председатель президиума Зенкова Т.Г
Ассоциации общественных советов органов исполнительной власти,
органов местного самоуправления Ростовской области

ОП-ОС РО итоги мониторинга 2023

К сожалению, комментарии закрыты.