Министр экономического развития РФ Андрей Белоусов в письме от 30 июля предложил министру финансов РФ Антону Силуанову внести изменения во вторую часть Налогового кодекса (НК) РФ, дополнив пункт 1 статьи 265 подпунктом 19.4.
Перечень возможных получателей пожертвований перенесен в законопроект из пункта 1 статьи 219 НК РФ, в котором идет речь о пожертвованиях граждан, при совершении которых можно получить социальный налоговый вычет.
Налоговые льготы для юридических лиц, которые поддерживают благотворительные и иные некоммерческие организации, активно применяются в мировой практике.
Так, в Германии налоговая база по налогу на прибыль организаций может быть снижена на сумму пожертвований НКО, но не более чем на 20% налогооблагаемого дохода, в Нидерландах – на общую сумму пожертвований, размер каждого из которых составляет не менее 227 евро, но не более чем на 10 % налогооблагаемого дохода. Об этом говорится в пояснительной записке разработчиков законопроекта из Минэкономразвития РФ.
По оценке Российского союза промышленников и предпринимателей, объем пожертвований коммерческих организаций в 2011 году составил около 150 млрд рублей.
Если законопроект будет принят, разработчики прогнозируют увеличение объемов пожертвований коммерческих организаций до 300 млрд рублей. В настоящее время налог на прибыль составляет 20%, то есть на каждый рубль выпадающих доходов бюджетной системы будет приходиться 5 рублей расходов на решение задач, соответствующих функциям государства, в первую очередь в социальной сфере, убеждены разработчики.
“Как показывает практика, коммерческие организации обеспечивают высокую эффективность и результативность своих расходов на благотворительную деятельность и решение социальных проблем”, – говорится в пояснительной записке.
Кроме того, принятие стимулирующей поправки создаст условия для дальнейшего развития целевых капиталов НКО, повышения финансовой устойчивости социально ориентированных НКО (включая государственные и муниципальные учреждения) и религиозных организаций, считают авторы пояснительной записки.
Для пресечения возможных злоупотреблений разработчики предлагают использовать механизм, аналогичный существующей практике налогового администрирования по фактически неоказанным услугам и услугам с завышенной стоимостью.
Так, при выявлении налоговыми органами фактов передачи пожертвований не в общественно полезных целях, а в целях вывода денежных средств без уплаты налога на прибыль организаций налоговые органы будут доначислять и взыскивать сумму налога в установленном порядке.
Однако законопроект не приведет к серьезному росту злоупотреблений, убеждены в Минэкономразвития России.